Урок
в 4 классе
Тема:
«Европейские города Средневековья»
Цель урока: Знакомство
учащихся с особенностями архитектуры и искусства средневековой Европы.
Задачи
урока:
Познакомить с понятиями «витраж», «готика», «окно-роза»,
«портал»;
Формировать представления детей о многообразии
художественных культур народов земли.
Развивать умение рассуждать, анализировать; умение
работать сообща, сохраняя дух сотворчества;
Воспитывать познавательный интерес, интерес к
предмету.
Используемые
учебники и учебные пособия:
- Учебник по изобразительному искусству: Л.А.Неменская
«Каждый народ – художник»,
4 кл.
- В.И.Колякина «Методика организации уроков
коллективного творчества», Владос, 2002.
Оборудование: ПК,
экран, проектор, доска, учебник «Каждый народ- художник», наглядные пособия по
теме, детские работы прошлых лет.
Материалы: альбом, гуашь, кисти, баночки.
Технологическая часть: компьютер, проектор, экран, мультимедийная
презентация.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку
Ход урока.
1.Организационный момент. (2
– 3 мин)
Сообщение
темы и целей урока.
–
Ребята вы любите путешествовать? (Да!).
– Сегодня машина времени перенесет нас на 700 лет назад в средневековый город.
(Слайд
1)
(Слайд
2). О чем бы вы хотели узнать, попав в средневековый город?
(Обо всем, о людях, об
архитектуре и т.д.)
–
Тогда слушайте и смотрите.
2.Объяснение нового
материала. (15 мин)
Перед
вами на партах лежат словари, в которые по ходу урока мы будем записывать
незнакомые слова. (Архитектура,
собор, готика, портал, окно - роза,
витраж).
(Слайд
3) Наступило время, когда во всей Западной Европе стали вырастать города.
Каждый город нуждался в защите и превращался в настоящую крепость с башнями и
воротами, которые запирались на ночь. «В погоне за стихом, за ускользнувшим
словом, я к замкам уходить люблю средневековым», – писал Теофиль Готье. Тесно
прижатые друг к другу дома с высокими двухскатными крышами росли, образуя
сплошные стены узких кривых улочек.
Каким
словом в искусстве называются городские здания, сооружения, красивые постройки?
(Архитектура. Записываем в
словарь)
По
сравнению с современным городом население средневекового города было
немногочисленным. Обычно оно не превышало 5-6 тысяч человек, а часто было и
того меньше – 1-2 тысячи. Лишь немногие города Западной Европы, такие, как
Лондон или Париж, насчитывали несколько десятков тысяч жителей.
В
тесноте города люди стремились избежать однообразия. Каждый старался построить
дом по-своему. Самые богатые постройки выходили на центральную площадь.
А
там…
Что же там было такое, что звало
людей в центр города? (Слайд 4)
Первоначально
единственным общественным сооружением в городе были церкви. Городской собор –
это архитектурный, идеологический и даже в каком-то смысле хозяйственный центр
города. Вокруг него лепятся лавки ремесленников. У его портала (входа) завязываются
научные и политические дискуссии, здесь же в праздничные дни разворачиваются
театральные зрелища… Соборная колокольня определяет городское время, а ее
тревожный звон в неурочный час возвещает бедствие – пожар, набег неприятеля,
внезапную эпидемию.
Вы
видите «Нотр-Дам де Пари» в переводе с французского «Собор Парижской
богоматери» Вот он какой, создающий впечатление суровой торжественности.
Как
называется главное городское архитектурное сооружение? (Собор)
(Слайд
5). Стиль, в котором были построены соборы европейского Средневековья,
назывался «готическим». Произошло это слово от германского племени – готов. «Готика» - так назвали стиль всей
этой эпохи.
(Слайд
6). А вот таким был портал – вход в храм, за которым начинается внутреннее
архитектурное великолепие собора. (Портал).
В XIII
столетии готическая архитектура достигает расцвета. Название «готический» -
условное и странное. В готических храмах нет ничего собственно готического,
варварского, - французы гораздо удачнее называют готический стиль «оживным», то
есть, стрельчатым.
(Слайд
7). Стрельчатая дуга (арка) явилась великолепным инженерным решением, позволившим облегчить
давление свода и в силу этого уменьшить массивность стен. Здание предстает
перед зрителями как обнаженный каркас с подчеркнутыми линиями «ребер».
Вертикальная ориентация зодчества подчеркивалась высотой относительно легких
стен, стройностью полуколонн, на которые опирались стрельчатые дуги, башенками
и шпилями, огромными окнами. Высокие стрельчатые проемы между главным и
боковыми нефами позволяли воздуху свободно переливаться из одного помещения в
другое, создавая впечатление органического единства и пространства.
Соборы
строили и украшали в течение многих десятилетий, а порой и столетий. В их
сооружении участвовало множество городских ремесленников, даже целые поколения
каменщиков, столяров, скульпторов, стекольщиков.
Готический
храм – называют «каменной книгой» Средневековья, рассказывающей о мире земном и
небесном. Давайте еще раз посмотрим на Нотр-Дам и ответим, что больше всего
притягивает взор?
– На какой элемент здания мы не обращали внимания?
(Круглое
окно в центре).
(Слайд 8). Да. Правильно, этот элемент так и называют
– «окно - роза», «симфония света, поэма в стекле и камне». Красиво? (Окно – роза)
Это
громадное, круглое окно, а в готических храмах есть еще и узкие и высокие, с
цветными стеклами, дающие изумительный эффект сиянием своих густых колеров – красных,
синих, лиловых и желтых, во много раз усиленных лучами солнца.
А называют эту красоту витражом от латинского слова «витрум» – стекло. (Витраж).
Витражи могли быть орнаментальными и сюжетными, изображавшими религиозные и
бытовые сцены. Витраж – обязательная часть храмового интерьера. Самый
замечательный – в Сен-Шапель в Париже включает 146 окон с 1359 различными
сюжетами.
–
Хотите узнать, из чего состоит «витраж»? Из слюды, скрепленной свинцовыми
перемычками. Цветные
стекла витражей, причудливо преображавшие солнечный свет, создавали иллюзию
реального присутствия библейских и житийных персонажей. Здесь нашлось также
место для сцен трудовой жизни, для властителей, для сказочных животных.
Готический храм вмещал в себя весь мир.
(Слайд
9). В средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы украшали
снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога
и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей. Например, в соборе в
Шартре было до 9 тысяч статуй, не считая рельефов.
(Слайд
10). Такими были готические соборы в городах Западной Европы.
-
Ребята, как вы думаете, какая практическая работа предстоит вам сегодня?
(Изображение готического
собора).
Скажите,
похож ли готический собор на древнегреческий, который мы изучали на предыдущих
уроках?
(Нет, в готическом соборе
все элементы устремлены ввысь, есть стрельчатые окна, башни и шпили, витраж,
окно-роза).
3. Практическая работа (17
мин)
Изображение
готического собора на вертикально расположенном листе бумаги.
Выставка
работ. По мере выполнения работы учащиеся прикрепляют рисунки к доске.
5. Подведение итогов. (3 мин)
- вывод о многообразии художественных мировых культур:
Как вы считаете, одинаковы ли мировые художественные
черты или все они разные?
(Каждая
культура имеет свои особенности)
- особенности культуры средневековой Европы:
Каковы особенности культуры Средневековья?
(Вытянутые
прямые линии готических соборов, устремление вверх, к богу)
- оценка получившейся работы:
Как вы думаете, положительным ли, удачным получился
наш сегодняшний урок?
(Да!)
6.
Домашнее задание: найти иллюстрации с изображение костюма эпохи Средневековья.
Урок
окончен, до новой встречи!
|