Шепталина Ольга Александровна, учитель ИЗО и МХК
 Каталог статей
Главная » Статьи » Открытые уроки » Открытые уроки

Искусство Гжели

План-конспект открытого урока изобразительного искусства

5 класс

 

Тема урока: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОЕ

                                      РАЗВИТИЕ. ИСКУССТВО ГЖЕЛИ»

 

Цели урока: 1.Познакомить учащихся с народным промыслом Гжель, 

                          сформировать навыки составления декоративной композиции,

работы открытым мазком без предварительного рисунка.

                       2. Развивать индивидуально-творческие способности учащихся.

                       3. Воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство высокой

                           человеческой духовности, чувство красоты.

 

Материалы и оборудование:

~   Гуашь, белая бумага (круглые заготовки – тарелочки), кисти, вода;

~   Таблица «Основные элементы Гжельской росписи»;

~   Изображения гжельских изделий;

~   Детские работы прошлого урока;

~   Открытки «Гжельский фарфор»;

~   Самовар, чайник, скатерть, выполненные в технике бумагопластики

и расписанные под Гжель. 

 

Музыкальный ряд:

~   Народная музыка (фонограммы русских народных песен);

~   Фонограмма частушек.

 

Ход урока:

1.     Орг. момент (1 – 2 мин).

2.     Актуализация опорных знаний (5 мин):

 

На прошлых уроках мы с вами познакомились с русскими народными промыслами. Ребята, скажите, пожалуйста, что такое промысел?

(Это художественное ремесло, которое развивалось в разных городах и селах и передавалось из поколения в поколение).

О каких народных промыслах мы с вами говорили на предыдущих уроках?

(О Гжели, Хохломе, Городце, народных игрушках).

Скажите, изделия каких народных промыслов вам запомнились и почему?

(Мне запомнились бочата из Хохломы, потому что на них очень красивая роспись «кудрина» с ягодами ежевики и крыжовника.

А мне очень понравилось гжельское блюдо с изображением русского города, он написан голубой краской по белому фону).

Давайте сейчас вспомним о том, что же такое народный промысел Гжель? Вглядитесь в эти цветы. (Показ изображений гжельских чашек и блюдец). Они не похожи на настоящие, но вы их узнаете сразу. В придуманном цветке есть самое главное, что свойственно цветку в природе.

А что вы можете сказать о цвете?

(Цвет Гжели – белый фон и голубая роспись).

 

3. Формирование новых знаний (10 мин):

Перед вами таблица «Основные элементы гжельской росписи». Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле!

(Показ по таблице).

Если набрать краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением положить мазок на поверхность – получится мазок с переходом от темного к светлому. Такой прием росписи называют «мазок с тенями».

А роспись «одной кистью» получается тогда, когда василек или веточка пишутся одним набором краски на кисть – тогда  первые лепестки будут темные, а остальные постепенно светлеют.

 

Сегодня ученики подготовили для вас сообщения – небольшие рассказы об этом удивительном и благородном промысле - Гжель.

(Сообщения учащихся – 2 чел. на 5 мин).

 

Я хочу рассказать вам о том, как работает художник – народный мастер. Замечательная мастерица Гжели Т.С.Дунашова рассказывает: «За рабочим столом положу цветок  под стекло и пишу свой. То наберу краску «на одну сторону» и кладу широкие мазки, то веду тонкую линию, то «сплошной мазок», то сделаю цветок «одной кистью», а ручку и носик покрываю кобальтом».

Если собрать все цветы, придуманные Татьяной Сергеевной, то разольётся такая синева, словно синяя гладь реки расцвела сказочными цветами.

Встань рядом и посмотри, как работает художница. Вот она берет кисть и гибким движением накладывает мазок за мазком, создавая при этом множество тональных переходов. Концом кисти выписывает середину, каплевидные мазки разворачивает веером, словно брызги из цветка. Это пион.

Набрав краску на кисть, прописывает ею весь цветок, все лепестки от начала до конца. Сначала они получаются темные: краски на кисти еще много. А потом она истаивает, и лепестки становятся все светлее и светлее. Это и есть роспись «одной кистью». Быстро повернет кисть вокруг черенка и оставляет на изделии круглый мазок. Пройдется тонкой кистью по краям мазка, рассыпая короткие штрихи, - и распушится одуванчик.

Обмакнув кисть в краску, художница «сплошным мазком» пишет весь цветок. Здесь уже нет тональных переходов, есть плотные линии, но не тонкие, а широкие.

«Фарфор любит оставаться белым, - говорит Татьяна Сергеевна. – Его не нужно сплошь закрывать росписью. Тогда и цветок ярче, и фон белее».

Увидишь сверкающий фарфор с вечно цветущим кобальтовым цветком, и сразу узнаешь его – это Гжель.

 

(Во время сообщения учитель выполняет на бумаге приёмы гжельской росписи).

Посмотрите, ребята, какой узор у меня получился. Здесь и тонкая, и волнистая, и округлая, и спиралевидная линия. Она то подчеркнёт форму цветка, то создаст стебелек, то завьётся спиралью усиков.

Ребята, сегодня в нашем классе накрыт стол для чаепития. На нем красивый гжельский самовар, чайник, поднос и расписная скатерть. Все эти изделия выполнены в традициях народного промысла Гжель.

А как вы думаете, кто накрыл этот стол? Не знаете?

Это Муха-Цокотуха с Комаром прилетали, к чаепитию наш класс приглашали.

Но не может Цокотуха

Чашки с блюдцами добыть,

Очень хочет Цокотуха

Всех узором удивить:

Чтобы сильно не пестрил,

Чтоб покой всегда дарил,

Чтобы свежестью дышал,

Чтобы глаз не уставал.

Пока Муха-Цокотуха с Комаром снова ушли на базар, давайте, ребята, сделаем им сюрприз – подарим им изумительной красоты чашки с блюдцами. Согласны?

 

4. Практическая работа (15 мин).

(Звучат мелодии русских народных песен).

Дети выполняют роспись чашек и блюдец в технике Гжели. По окончании работы изделия ставятся вокруг самовара.

5. Анализ, выставка работ.

(Входят Муха-Цокотуха и Комар – 2 человека, одетые в костюмы).

 

Комар:  Спасибо, ребята, что нам помогли,

              Узор распрекрасный создать вы смогли.

 

Учитель:    Нравится ли вам наша посуда? (Да).

                   Тогда выберите, пожалуйста, себе чайную пару, которая наиболее

                   понравилась вам. (Выбирают и садятся).

                   Довольна ли Муха своей чайной парой? (Да, очень).

 

Муха:   Сегодня я всех вас к себе приглашаю

              Из гжельской посуды попробовать чаю!

 

Учитель:      Большое спасибо вам, Муха, Комар.

                     Позвольте частушки исполнить вам в дар! 

(Под фонограмму 2 или 3 человека исполняют частушки о Гжели).

 

1.     Мы девчонки-хохотушки

Любим расписной фарфор,

Потому что на уроке

Шел о Гжели разговор.

2.     Синенький цветочек,

Синенький листочек,

Это роза гжельская,

А не василёчек.

3.     Подмосковны мастера

Традиции хранили.

Уже семь веков прошло,

А Гжель не позабыли.

4.     Я с бордюра начну,

На решетку скакну,

Не подумайте плохого –

Это я узор тяну.

5.     Синее синего узор,

Белее белого фарфор.

Гжельские изделия –

Просто заглядение!

6.     Какое рукоделие –

Гжельские изделия!

Мы не просто детвора,

Мы по Гжели мастера!

 

Учитель:   Спасибо, ребята, садитесь. Теперь все могут посмотреть наш

                  замечательный сервиз.

6. Завершение работы. Уборка рабочих мест.

 

 

 

 

Дата проведения урока – 11.12.2004 г.

Категория: Открытые уроки | Добавил: Классрук (04.11.2009)
Просмотров: 14394 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Четверг, 28.03.2024, 14:53
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Открытые уроки [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 50
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024